Классификация и виды современных моторных масел

Классификация и виды современных моторных масел Обслуживание

Двигатели внутреннего сгорания современных конструкций имеют сложнейшие системы. Производить полноценный капитальный ремонт таких агрегатов не всегда возможно. Но продление срока их службы — это реальная возможность, если выбрать моторное масло удастся своевременно и правильно.

Классификация и виды современных моторных масел

Владелец авто информируется по поводу выбора масла производителем машин. Предлагаются разные подходящие варианты. Но нужно понимать принцип классификации масел, чтобы выбрать оптимальный вариант из предлагаемых разновидностей.

Разработаны международные системы классификации с учетом технологических параметров масел. Ведущими считаются европейские, американские стандарты. Основываясь на этих данных, маслу присваивают определяющий его индекс.

Стандарт SAE J 300

Он основывался на выявлении вязкости характеристик составов моторных масел при изменении температурного режима. Эта методика позволяет формировать индекс формата «10W-40».

Число в начале (перед «W») обозначает показатель низкотемпературной вязкости. Берется самая низкая расчётная температура, когда допустимо запускать непрогретый мотор.

Таблица моторных масел Стандарт SAE J 300
Таблица моторных масел Стандарт SAE J 300

В градусах Цельсия этот показатель определяют путем вычитания от первого числа цифры 40. То есть масло 10W может использоваться для запуска при -30 ℃. Если температура окажется не ниже обозначенного показателя, масляный насос сможет прокажать масло с этой вязкостью. Не будет отмечаться сухое трение элементов.

После «-» идет следующее число, обозначающее индикатор высокотемпературной вязкости. Обозначенная характеристика более сложная. В ее основу заложены значения наименьшей и наибольшей вязкости смазочного состава при температурах от 100 ℃ до 150 ℃.

Заблуждением считается то, что использование более вязкого масла снижает интенсивность износа. На самом же деле масленые составы, подходящие для использования в спортивных режимах работы или в жарких регионах, способствуют повышению нагрузки, и у «гражданских» двигателей снижается мощность.

Если же агрегаты сильно изношены (рабочие зазоры элементов не соответствуют рекомендуемым допускам), масло с большей вязкостью способно слегка оптимизировать процесс смазки, тогда масляная плёнка образуется более эффективно.

Стандарт API (American Petroleum Institute)

Обозначенный стандарт предназначается для классификации масел, которые используются и для дизельных, и для бензиновых моторов. Если состав предназначен для бензиновых двигателей, он маркируется буквой «S». Если для дизельных — «C».

Далее указывается буква латинского алфавита. Более отдалённая буква от начала алфавита — более высокая степень очистки масла для двигателей. Так что эта классификация считается показателем качества.

Классификация моторных масел Стандарт API
Классификация моторных масел Стандарт API

Продаются составы, где на упаковках иной раз встречаются комбинированные обозначения. К примеру, SJ/CF. То есть такое масло допустимо использовать как в дизельных, так и в бензиновых силовых агрегатах.

Нужно учитывать, что в начале всегда обозначается приоритетный класс. Так что в указанном примере состав используют для смазки бензиновых моторов, хотя и для дизельных двигателей это масло также подходит.

Если машина американского производства, класс масла по указанной системе API определяется с учетом года выпуска. Если класс API SM, значит, год выпуска 2004, этим составом смазываются турбированные многоклапанные моторы. А если указывается класс SL, тогда год выпуска 2000.

Эта классификация приемлема для европейских моделей, а вот для отечественного автопрома, учитывая разные факторы, такое обозначение считается больше условным.

Стандарт ACEA

Такая классификация — европейский аналог API. Маслу присваивают индекс в формате «A5/B5». Здесь «А» — указатель для применения в бензиновых моторах, «В» — в дизельных.

Классификация ACEA моторных масел
Классификация ACEA моторных масел

Далее, после буквенных обозначений, следуют цифры, указывающие на уровень зольности:

  • малозольные масла — 1, 5;
  • полнозольные масла — 2, 3, 4.

Зольность — это показатель удельного содержания серных соединений в смазочном составе. Более низкая величина указывает на более основательную очистку моторного масла. После его сгорания образуется меньше отходов.

В этой классификации есть и буквенное обозначение. Если масло предназначается для высокоэкологичных моторов, тогда ставится «С». В таких агрегатах устанавливаются:

  • сажевые фильтры;
  • катализаторы;
  • другие дополнительные системы.

Более того, к этим маслам предъявлены дополнительно требования топливной экономичности.

А вот составы класса «Е» предназначаются для дизельных моторов, функционирующих в режиме с повышенной нагрузкой. К примеру, в специализированной технике.

Стандарт ILSAC

Указанная система классификации распространена не слишком широко, так как касается только маловязких моторных масел.

Классификация моторных масел Стандарт ILSAC
Классификация моторных масел Стандарт ILSAC

Сфера применения таких жидкостей ограничена. Состав используется в авто с расширенными требованиями касательно экономичности. Обычно масленые составы этого стандарта приближаются или даже соответствуют по физико-техническим, технико-эксплуатационным характеристикам классам:

  • xW-30;
  • SAE xW-20.

Повышенная топливная экономичность и низкая вязкость — это еще не все характеристики масел обозначенной классификации. Еще такие составы обладают следующими свойствами.

  1. Даже при низкой температуре хорошо фильтруются.
  2. Устойчивы к вспениванию (к процессу барботажа).
  3. Содержат незначительное количество фосфора. Тогда системы понижения уровня токсичности выхлопных газов служат значительно дольше.
  4. Показатель стабильности к сдвигу довольно высокий.

Стандарт Global DLDd

Проявляются принципиальные различия в системах классификации масел американских, азиатских, европейских. Поэтому была разработана международная классификацию масел — стандарт DLDd.

Созданием его занимались ассоциации производителей японских, американских, европейских. Были сформированы 3 класса этой продукции.

Класс DLD-1

Предназначен для рынков, где возможно реализовывать топливо, содержащее высокий показатель серы.

Класс DLD-2

Продукция выпускается для двигателей, топливная и эксплуатационная эффективность которых имеет высокие показатели.

Класс DLD-3

Предназначается для моторов современного типа — с максимальными эксплуатационными показателями.

ГОСТ 17479.1

Это российская классификация масел для авто. Ее разработали в 1985 г., после чего государственный стандарт был переиздан в 2015 г., так как изменились требования.

В данном документе указывается, что по сфере использования все моторные масла разделяются на 6 групп. Обозначение групп — русские буквы от А (нефорсированные) до Е (высокофорсированные).

С учетом показателя вязкости разделение масла на классы проводится с обозначением цифр:

  • для летнего использования — 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • для зимнего применения — 3з, 4з, 5з, 6з, 8.

У обеих групп присутствует класс 8 — это внесезонные моторные масла. Их допустимо обозначать через дробь.

Таблица 1 — Классы вязкости моторных масел

Класс вязкости

Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре

плюс 100°С

минус 18°С, не более

Не менее 3,8

1250

Не менее 4,1

2600

Не менее 5,6

6000

Не менее 5,6

10400

6

Св. 5,6 до 7,0 включ.

8

Св. 7,0 до 9,3 включ.

10

Св. 9,3 до 11,5 включ.

12

Св. 11,5 до 12,5 включ.

14

Св. 12,5 до 14,5 включ.

16

Св. 14,5 до 16,3 включ.

20

Св. 16,3 до 21,9 включ.

24

Св. 21,9 до 26,1 включ.

3з/8

Св. 7,0 до 9,3 включ.

1250

4з/6

Св. 5,6 до 7,0 включ.

2600

5з/10

Св. 9,3 до 11,5 включ.

6000

5з/12

Св. 11,5 до 12,5 включ.

6000

5з/14

Св. 12,5 до 14,5 включ.

6000

6з/10

Св. 9,3 до 11,5 включ.

10400

6з/14

Св. 12,5 до 14,5 включ.

10400

6з/16

Св. 14,5 до 16,3 включ.

10400

Таблица 2 — Группы моторных масел

Группа моторного масла

Рекомендуемая область применения

А

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

Б

Б1

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

Б2

Малофорсированные дизели

В

В1

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений

В2

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений

Г

Г1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению

Г2

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Д

Д1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Г1

Д2

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях

Е

Е1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1

Е2

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Д2

Мнение эксперта
Тихомиров Михаил
Тихомиров Михаил
Автор статьи: Тихомиров Михаил, автолюбитель с опытом сервисного обслуживания автомобилей более 10 лет.
Задать вопрос
Всё разнообразие производимых смазочных материалов охвачено современной классификацией. Выбирая подходящий состав, автовладелец получает возможность сразу оценить характеристики этой продукции. И всё же предпочтение принято отдавать лишь тому маслу, которое рекомендовал использовать производитель автотранспорта. Здесь личные предпочтения автовладельца должны отойти на второй план.

Цены на моторные масла




Что нужно знать, чтобы поменять масло в двигателе, читайте здесь.

Видео: Виды машинных масел. Что означают цифры? Классификация, вязкость, допуски масла:

Автор статьи: Тихомиров Михаил, автолюбитель с опытом сервисного обслуживания автомобилей более 10 лет.

Оцените статью
За Поворотом
Добавить комментарий