Двигатели внутреннего сгорания современных конструкций имеют сложнейшие системы. Производить полноценный капитальный ремонт таких агрегатов не всегда возможно. Но продление срока их службы — это реальная возможность, если выбрать моторное масло удастся своевременно и правильно.
Владелец авто информируется по поводу выбора масла производителем машин. Предлагаются разные подходящие варианты. Но нужно понимать принцип классификации масел, чтобы выбрать оптимальный вариант из предлагаемых разновидностей.
Разработаны международные системы классификации с учетом технологических параметров масел. Ведущими считаются европейские, американские стандарты. Основываясь на этих данных, маслу присваивают определяющий его индекс.
Стандарт SAE J 300
Он основывался на выявлении вязкости характеристик составов моторных масел при изменении температурного режима. Эта методика позволяет формировать индекс формата «10W-40».
Число в начале (перед «W») обозначает показатель низкотемпературной вязкости. Берется самая низкая расчётная температура, когда допустимо запускать непрогретый мотор.

В градусах Цельсия этот показатель определяют путем вычитания от первого числа цифры 40. То есть масло 10W может использоваться для запуска при -30 ℃. Если температура окажется не ниже обозначенного показателя, масляный насос сможет прокажать масло с этой вязкостью. Не будет отмечаться сухое трение элементов.
После «-» идет следующее число, обозначающее индикатор высокотемпературной вязкости. Обозначенная характеристика более сложная. В ее основу заложены значения наименьшей и наибольшей вязкости смазочного состава при температурах от 100 ℃ до 150 ℃.
Заблуждением считается то, что использование более вязкого масла снижает интенсивность износа. На самом же деле масленые составы, подходящие для использования в спортивных режимах работы или в жарких регионах, способствуют повышению нагрузки, и у «гражданских» двигателей снижается мощность.
Если же агрегаты сильно изношены (рабочие зазоры элементов не соответствуют рекомендуемым допускам), масло с большей вязкостью способно слегка оптимизировать процесс смазки, тогда масляная плёнка образуется более эффективно.
Стандарт API (American Petroleum Institute)
Обозначенный стандарт предназначается для классификации масел, которые используются и для дизельных, и для бензиновых моторов. Если состав предназначен для бензиновых двигателей, он маркируется буквой «S». Если для дизельных — «C».
Далее указывается буква латинского алфавита. Более отдалённая буква от начала алфавита — более высокая степень очистки масла для двигателей. Так что эта классификация считается показателем качества.

Продаются составы, где на упаковках иной раз встречаются комбинированные обозначения. К примеру, SJ/CF. То есть такое масло допустимо использовать как в дизельных, так и в бензиновых силовых агрегатах.
Нужно учитывать, что в начале всегда обозначается приоритетный класс. Так что в указанном примере состав используют для смазки бензиновых моторов, хотя и для дизельных двигателей это масло также подходит.
Если машина американского производства, класс масла по указанной системе API определяется с учетом года выпуска. Если класс API SM, значит, год выпуска 2004, этим составом смазываются турбированные многоклапанные моторы. А если указывается класс SL, тогда год выпуска 2000.
Эта классификация приемлема для европейских моделей, а вот для отечественного автопрома, учитывая разные факторы, такое обозначение считается больше условным.
Стандарт ACEA
Такая классификация — европейский аналог API. Маслу присваивают индекс в формате «A5/B5». Здесь «А» — указатель для применения в бензиновых моторах, «В» — в дизельных.

Далее, после буквенных обозначений, следуют цифры, указывающие на уровень зольности:
- малозольные масла — 1, 5;
- полнозольные масла — 2, 3, 4.
Зольность — это показатель удельного содержания серных соединений в смазочном составе. Более низкая величина указывает на более основательную очистку моторного масла. После его сгорания образуется меньше отходов.
В этой классификации есть и буквенное обозначение. Если масло предназначается для высокоэкологичных моторов, тогда ставится «С». В таких агрегатах устанавливаются:
- сажевые фильтры;
- катализаторы;
- другие дополнительные системы.
Более того, к этим маслам предъявлены дополнительно требования топливной экономичности.
А вот составы класса «Е» предназначаются для дизельных моторов, функционирующих в режиме с повышенной нагрузкой. К примеру, в специализированной технике.
Стандарт ILSAC
Указанная система классификации распространена не слишком широко, так как касается только маловязких моторных масел.

Сфера применения таких жидкостей ограничена. Состав используется в авто с расширенными требованиями касательно экономичности. Обычно масленые составы этого стандарта приближаются или даже соответствуют по физико-техническим, технико-эксплуатационным характеристикам классам:
- xW-30;
- SAE xW-20.
Повышенная топливная экономичность и низкая вязкость — это еще не все характеристики масел обозначенной классификации. Еще такие составы обладают следующими свойствами.
- Даже при низкой температуре хорошо фильтруются.
- Устойчивы к вспениванию (к процессу барботажа).
- Содержат незначительное количество фосфора. Тогда системы понижения уровня токсичности выхлопных газов служат значительно дольше.
- Показатель стабильности к сдвигу довольно высокий.
Стандарт Global DLDd
Проявляются принципиальные различия в системах классификации масел американских, азиатских, европейских. Поэтому была разработана международная классификацию масел — стандарт DLDd.
Созданием его занимались ассоциации производителей японских, американских, европейских. Были сформированы 3 класса этой продукции.
Класс DLD-1
Предназначен для рынков, где возможно реализовывать топливо, содержащее высокий показатель серы.
Класс DLD-2
Продукция выпускается для двигателей, топливная и эксплуатационная эффективность которых имеет высокие показатели.
Класс DLD-3
Предназначается для моторов современного типа — с максимальными эксплуатационными показателями.
ГОСТ 17479.1
Это российская классификация масел для авто. Ее разработали в 1985 г., после чего государственный стандарт был переиздан в 2015 г., так как изменились требования.
В данном документе указывается, что по сфере использования все моторные масла разделяются на 6 групп. Обозначение групп — русские буквы от А (нефорсированные) до Е (высокофорсированные).
С учетом показателя вязкости разделение масла на классы проводится с обозначением цифр:
- для летнего использования — 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
- для зимнего применения — 3з, 4з, 5з, 6з, 8.
У обеих групп присутствует класс 8 — это внесезонные моторные масла. Их допустимо обозначать через дробь.
Таблица 1 — Классы вязкости моторных масел
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре | |
плюс 100°С | минус 18°С, не более | |
3з | Не менее 3,8 | 1250 |
4з | Не менее 4,1 | 2600 |
5з | Не менее 5,6 | 6000 |
6з | Не менее 5,6 | 10400 |
6 | Св. 5,6 до 7,0 включ. | — |
8 | Св. 7,0 до 9,3 включ. | — |
10 | Св. 9,3 до 11,5 включ. | — |
12 | Св. 11,5 до 12,5 включ. | — |
14 | Св. 12,5 до 14,5 включ. | — |
16 | Св. 14,5 до 16,3 включ. | — |
20 | Св. 16,3 до 21,9 включ. | — |
24 | Св. 21,9 до 26,1 включ. | — |
3з/8 | Св. 7,0 до 9,3 включ. | 1250 |
4з/6 | Св. 5,6 до 7,0 включ. | 2600 |
5з/10 | Св. 9,3 до 11,5 включ. | 6000 |
5з/12 | Св. 11,5 до 12,5 включ. | 6000 |
5з/14 | Св. 12,5 до 14,5 включ. | 6000 |
6з/10 | Св. 9,3 до 11,5 включ. | 10400 |
6з/14 | Св. 12,5 до 14,5 включ. | 10400 |
6з/16 | Св. 14,5 до 16,3 включ. | 10400 |
Таблица 2 — Группы моторных масел
Группа моторного масла | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 | Малофорсированные дизели | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Г1 |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 |
Е2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Д2 |

Цены на моторные масла
Что нужно знать, чтобы поменять масло в двигателе, читайте здесь.
Видео: Виды машинных масел. Что означают цифры? Классификация, вязкость, допуски масла: