Как правильно тормозить двигателем

Как правильно тормозить двигателем Советы автомобилистам

Одним из способов уменьшения скорости автомобиля является торможение двигателем. При котором возможности тормозной системы если и используются, то только частично. Данный способ наиболее характерен для более старых автомобилей с МКПП и тормозной системой без электроники. Однако и в настоящее время, автомобили с АКПП могут тормозить мотором. В этом случае тип привода значения не имеет.

Как правильно тормозить двигателем

Способ торможения двигателем

Для снижения оборотов двигателя, водителю достаточно отпустить педаль скорости, так как поступление топлива уменьшится. При включенной передаче и не выжатом сцеплении произойдет естественное замедление вращения колес. Поскольку произойдет снижение оборотов мотора.

По сути, данный вид торможения основывается на том, что происходит ситуация обратная обычной. Колесные пары через кардан крутят коленчатый вал двигателя. Блок цилиндров и коленвал переходят в принудительный режим работы. Что приводит к механическим потерям в двигателе. И как следствие происходит снижение вращения кардана. При этом скорость значительно замедляется. И происходит торможение автомобиля.

Когда следует применять

Следует отчетливо понимать, что в случае необходимости быстрой остановки данный способ применять не следует. Торможение двигателем возможно в случаях:

  • движения по скользкой дороге;
  • движения по косогору;
  • при невозможности торможения обычным способом, с использованием педали либо ручного тормоза.

В случае движении автомобиля по скользкой дороге, присутствует вероятность его заноса. Эту возможность можно исключить, если воспользоваться торможением при помощи силового агрегата. Поскольку использование блокировки зачастую не столь эффективно. Так как в условиях слякоти или гололеда риск заноса полностью исключить не получается. Поэтому достаточно много водителей в ситуации движения на большой скорости в плохую погоду прибегают к торможению мотором.

На тяжелом спуске такой способ торможения используется при необходимости снижения нагрузки на тормозную систему. Потому как торможение обычным образом может привести к ее перегреву. А если это происходит достаточно часто, то и срок службы тормозов снижается.

Помимо этого, всегда существует возможность заклинивания колодок из-за перегрева. Что является уже серьезной угрозой для безопасности. Ввиду того, что может произойти в самый неприятный момент.

При отказе тормозной системы в целом, польза от возможности торможения двигателем вовсе не вызывает сомнений.

Как правильно тормозить на механике

Данный способ не представляет собой особой сложности, хотя имеется некоторые нюансы, о которых не следует забывать. К примеру, с целью избежание предельных нагрузок на трансмиссию и двигатель нужно придерживаться противоположного порядка включения передач. С большей на меньшую, с четвертой на третью, затем на вторую. Быстрый переход с четвертой на первую, зачастую приводит к блокированию колес из-за резкой потери скорости. При торможении необходимо придерживаться следующей последовательности:

  • опустить педаль газа;
  • выжать сцепление;
  • включить пониженную передачу;
  • плавно отпустить сцепление (именно плавно, чтобы снизить влияние возросшей нагрузки).

Как тормозить двигателем на механике

В случае полного отказа тормозной системы, для остановки автомобиля необходимо постепенно переключиться на первую передачу, а затем выключить зажигание. Для экстренного торможения нужно сразу включить первую скорость, в этом случае постепенным переключением передач следует пренебречь.

При нажатии на сцепление в процессе торможения двигателем, происходит разрыв связи двигателя с колесами. В результате скорость может возрасти, поскольку вращение колес не более сдерживается двигателем. Поведение машины будет соответствовать, как если бы она была на нейтрале. Чтобы этого избежать, достаточно надавить на педаль тормоза чтобы подстраховаться.

Кроме того, существенно важным моментом при торможении мотором является отсутствие срабатывания стоп-сигналов на начавшийся процесс торможения. Как следствие водители сзади не будут об этом заблаговременно оповещены. Для исправления данной ситуации необходимо включение аварийной сигнализации. Кроме этого торможение дизельных моторов происходит гораздо резче нежели у бензиновых. Причиной тому является больший коэффициент сжатия.

Торможение мотором с АКПП

При торможении двигателем на автомобилях оборудованных АКПП существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Так как имеется много моделей КПП, в которых данная возможность может быть заблокирована системой управления либо конструктивно не поддерживается. В то же время как существуют модели, где данный функционал включается в автоматическом режиме либо есть возможность сделать это вручную.

Не следует забывать, что в случае с АКПП в которой данный способ не поддерживается, тормозить мотором следует только в исключительном случае. Когда другие способы отсутствуют. Потому как это может привести к выходу из строя коробки передач и достаточно дорогому ремонту.

Однако если это все же возможно, то процесс торможения происходит значительно более безопасно, ввиду более мягкого контакта «автоматов» со сцеплением.

Торможение двигателем с вариатором

Некоторые вариаторы имеют режим «L», который является режимом торможения посредством двигательной системы. Однако зачастую его отключают на уровне программы из снижения динамики движения и лишнего расхода топлива.

Достоинства и недостатки

Способ торможения двигателем имеет ряд существенных достоинств:

  • является контраварийным;
  • работает при полном отказе тормозной системы и тогда становится единственным способом затормозить;
  • более равномерен и позволяет сохранять устойчивость на скользком покрытии;
  • является щадящим для тормозной системы, вследствие чего снижается износ дисков и колодок, а также не может привести к их заклиниванию;
  • экономит топливо.

К недостаткам следует отнести:

  • возможность создания аварийной ситуации ввиду отсутствия реакции стоп-сигналов на начавшийся процесс торможения;
  • повышение нагрузки на трансмиссию;
  • необходимость учитывать особенности дизельного двигателя на процесс торможения.
Мнение эксперта
Тихомиров Михаил
Тихомиров Михаил
Автор статьи: Тихомиров Михаил, автолюбитель с опытом сервисного обслуживания автомобилей более 10 лет.
Задать вопрос
Торможение двигателем относится к числу навыков, которыми должен овладеть любой водитель. Если таковой отсутствует, применять этот способ необходимо только в самой экстренной ситуации, когда обычными способами остановить машину не представляется возможным. Чтобы получить требуемый опыт, необходимо заблаговременно потренироваться, выбрав участок дороги с небольшим движением и хорошим покрытием. Присутствие рядом человека, имеющего такой опыт, пойдет только на пользу.

Читайте также: Как правильно проезжать спуски и крутые подъемы на автомобиле.

Видео о том, что такое торможение двигателем и когда его применять:

Автор статьи: Тихомиров Михаил, автолюбитель с опытом сервисного обслуживания автомобилей более 10 лет.

Оцените статью
За Поворотом
Добавить комментарий