Cистема курсовой устойчивости

Cистема курсовой устойчивости ESC Устройство автомобиля

Система курсовой устойчивости (ESC) предназначена для удержания автомобиля в рамках заданного направления движения при маневрировании на дороге. Ранее его называли управляющим устройством. Именно под таким названием оно было представлено фирмой Даймлер-Бенц в середине прошлого века. С тех пор в его конструкцию было внесено множество изменений. Что позволило ESC постепенно приобрести привычные нам функциональные возможности, которые имеются у него в настоящее время.

Как работает ESC

Оборудовать системой стабилизации можно почти любое современное авто. Данная система взаимодействует с управляющим блоком двигателя, а также системой автоматической блокировки колес. В процессе движения она непрерывно оказывает содействие процессу управления машиной. Однако в большинстве случаев водителем они никак не ощущаются.

Как работает ESC

С точки зрения механики, ее действия в случае возникновения потенциально аварийной ситуации при движении будут состоять в выборочном притормаживании колеса. Вследствие чего траектория движения будет скорректирована с целью возвращения в первоначальное положение. Управляющее воздействие создается автоматически. Выбор колеса, движение которого необходимо замедлить осуществляться гидромодулятором. Который задает давление в тормозной системе.

Для чего в блок управление двигателем поступает сигнал управления, в соответствии с которым уменьшается подача топлива. И как следствие снижается скорость вращения колес. Следовательно, возможность выхода за пределы расчетной траектории поворота исключается. В случае если расчетная траектория поворота окажется излишне крутой, автоматика притормозит необходимое колесо и подаст сигнал на убавление крутящего момента двигателя. Подтормаживание осуществляется совместно с ABS. Поэтому в системе тормозов вначале давление растет, затем стабилизируется на необходимом уровне, после чего снижается. 

Система стабилизации одинаково хорошо работает как в процессе замедления движения, так и разгоне. Дорожная ситуация является определяющей для выбора алгоритма необходимых действий. Соизмерение действий человека и автомобиля происходит в автоматическом режиме. При возникновении различий между параметрами движения и действиями водителя происходит активация системы. 

Траектория движения регулируется следующим образом:

  • подтормаживание определенного колеса;
  • управление частотой оборотов двигателя;
  • управление поворотом колес;
  • изменение уровня демпфирования амортизаторов. 

Для изменения частоты оборотов двигателя может быть применена отмена перехода на повышенную передачу. Что может быть реализовано пропуском впрыска топлива либо непосредственно дроссельной заслонкой. В случае авто с полным приводом, то коррекция может быть осуществлена путем распределения по осям крутящего момента. 

Устройство системы ESC

Устройство системы ESC

Конструктивно система стабилизации выполнена в виде таких блоков: 

  • ABS — предупреждение блокирования тормозов;
  • EDS — блокировка устройства передачи мощности;
  • EBD — распределение силы тормозов;
  • TCS — антипробуксовочная система колес. 

Кроме того, в системе имеется ЭБУ, гидроблок, а также датчики. Предназначением последних является наблюдение за траекторией движения и передача данных на ЭБУ. Помимо этого, задачей системы является контроль действий человека. Для наблюдения за параметрами передвижения автомашины применяют датчики угловой скорости, частоты оборотов и давления колес. 

На основе собранных данных, БУ управляет конечными устройствами, такими как:

  • дроссели автоблокировки;
  • тормоза;
  • противобуксовочной системы;
  • контрольные лампы. 

В процессе функционирования ЭБУ ведет взаимодействие с блоком управления мотора и АКП. Помимо приема от них сигналов он также осуществляет ими управление.

В каких случаях ESC следует отключить и как это сделать

В каких случаях ESC следует отключить

В некоторых случаях система стабилизации способна создать некоторые неудобства для вождения. В этом случае ее следует выключить. В результате последующее передвижение машины будет происходить без влияния электроники в штатном режиме. Для отключения необходимо нажать специальную кнопку на панели приборов. 

В каких случаях ESC следует отключить

Это имеет смысл в случае установки колес разного диаметра, либо при использовании задней докатки. Кроме того, систему не следует использовать при движении по бездорожью, песку и траве. В процессе тестирования на стенде ее тоже следует выключить.

Достоинства и недостатки 

К преимуществам следует отнести следующее: 

  • удержание траектории движения авто;
  • облегчение движения с прицепом;
  • предупреждение аварийных ситуаций в нестандартной обстановке. 

Естественно, имеются и недостатки. К последним можно отнести снижение эффекта в условиях малых радиусов поворота и применения системы на высокой скорости движения. Помимо этого, определенным недостатком полагают необходимость выключения автоматики при определенных условиях. 

Часть автомобилистов считает действия автоматики потенциально вредными в условиях реальной аварийной ситуации. К примеру, в случае попадания в занос, возникает необходимость поддать газу, тогда как действия системы будут направлены на снижение подачи топлива.

Однако в большинстве случаев специалисты советуют не выключать систему. В особенности у водителей с недостатком опыта вождения. Поскольку в большинстве случаев она способна принести большие пользы чем вреда. 
Мнение эксперта
Тихомиров Михаил
Тихомиров Михаил
Автор статьи: Тихомиров Михаил, автолюбитель с опытом сервисного обслуживания автомобилей более 10 лет.
Задать вопрос
Любителям экстремального вождения также не стоит беспокоиться по поводу поведения ESC. Поскольку в ней предусмотрено несколько режимов работы и наиболее подходящий будет включен при возникновении критической ситуации.

Заключение 

Главной задачей ESC является обеспечение комфортного вождения и помощи водителю в большинстве стандартных ситуаций. Но, следует постоянно помнить, что ее возможности не безграничны и водитель не должен позволять себе безрассудного поведения на дороге в надежде на электронику. А наоборот проявлять разумную осторожность.

Как контролировать слепые зоны в автомобиле при движении, смотрите здесь.

Видео: Принцип работы система курсовой устойчивости ESC:

Автор статьи: Тихомиров Михаил, автолюбитель с опытом сервисного обслуживания автомобилей более 10 лет.

Оцените статью
За Поворотом
Добавить комментарий