Система курсовой устойчивости (ESC) предназначена для удержания автомобиля в рамках заданного направления движения при маневрировании на дороге. Ранее его называли управляющим устройством. Именно под таким названием оно было представлено фирмой Даймлер-Бенц в середине прошлого века. С тех пор в его конструкцию было внесено множество изменений. Что позволило ESC постепенно приобрести привычные нам функциональные возможности, которые имеются у него в настоящее время.
Как работает ESC
Оборудовать системой стабилизации можно почти любое современное авто. Данная система взаимодействует с управляющим блоком двигателя, а также системой автоматической блокировки колес. В процессе движения она непрерывно оказывает содействие процессу управления машиной. Однако в большинстве случаев водителем они никак не ощущаются.
С точки зрения механики, ее действия в случае возникновения потенциально аварийной ситуации при движении будут состоять в выборочном притормаживании колеса. Вследствие чего траектория движения будет скорректирована с целью возвращения в первоначальное положение. Управляющее воздействие создается автоматически. Выбор колеса, движение которого необходимо замедлить осуществляться гидромодулятором. Который задает давление в тормозной системе.
Для чего в блок управление двигателем поступает сигнал управления, в соответствии с которым уменьшается подача топлива. И как следствие снижается скорость вращения колес. Следовательно, возможность выхода за пределы расчетной траектории поворота исключается. В случае если расчетная траектория поворота окажется излишне крутой, автоматика притормозит необходимое колесо и подаст сигнал на убавление крутящего момента двигателя. Подтормаживание осуществляется совместно с ABS. Поэтому в системе тормозов вначале давление растет, затем стабилизируется на необходимом уровне, после чего снижается.
Система стабилизации одинаково хорошо работает как в процессе замедления движения, так и разгоне. Дорожная ситуация является определяющей для выбора алгоритма необходимых действий. Соизмерение действий человека и автомобиля происходит в автоматическом режиме. При возникновении различий между параметрами движения и действиями водителя происходит активация системы.
Траектория движения регулируется следующим образом:
- подтормаживание определенного колеса;
- управление частотой оборотов двигателя;
- управление поворотом колес;
- изменение уровня демпфирования амортизаторов.
Для изменения частоты оборотов двигателя может быть применена отмена перехода на повышенную передачу. Что может быть реализовано пропуском впрыска топлива либо непосредственно дроссельной заслонкой. В случае авто с полным приводом, то коррекция может быть осуществлена путем распределения по осям крутящего момента.
Устройство системы ESC
Конструктивно система стабилизации выполнена в виде таких блоков:
- ABS — предупреждение блокирования тормозов;
- EDS — блокировка устройства передачи мощности;
- EBD — распределение силы тормозов;
- TCS — антипробуксовочная система колес.
Кроме того, в системе имеется ЭБУ, гидроблок, а также датчики. Предназначением последних является наблюдение за траекторией движения и передача данных на ЭБУ. Помимо этого, задачей системы является контроль действий человека. Для наблюдения за параметрами передвижения автомашины применяют датчики угловой скорости, частоты оборотов и давления колес.
На основе собранных данных, БУ управляет конечными устройствами, такими как:
- дроссели автоблокировки;
- тормоза;
- противобуксовочной системы;
- контрольные лампы.
В процессе функционирования ЭБУ ведет взаимодействие с блоком управления мотора и АКП. Помимо приема от них сигналов он также осуществляет ими управление.
В каких случаях ESC следует отключить и как это сделать
В некоторых случаях система стабилизации способна создать некоторые неудобства для вождения. В этом случае ее следует выключить. В результате последующее передвижение машины будет происходить без влияния электроники в штатном режиме. Для отключения необходимо нажать специальную кнопку на панели приборов.
Это имеет смысл в случае установки колес разного диаметра, либо при использовании задней докатки. Кроме того, систему не следует использовать при движении по бездорожью, песку и траве. В процессе тестирования на стенде ее тоже следует выключить.
Достоинства и недостатки
К преимуществам следует отнести следующее:
- удержание траектории движения авто;
- облегчение движения с прицепом;
- предупреждение аварийных ситуаций в нестандартной обстановке.
Естественно, имеются и недостатки. К последним можно отнести снижение эффекта в условиях малых радиусов поворота и применения системы на высокой скорости движения. Помимо этого, определенным недостатком полагают необходимость выключения автоматики при определенных условиях.
Часть автомобилистов считает действия автоматики потенциально вредными в условиях реальной аварийной ситуации. К примеру, в случае попадания в занос, возникает необходимость поддать газу, тогда как действия системы будут направлены на снижение подачи топлива.
Однако в большинстве случаев специалисты советуют не выключать систему. В особенности у водителей с недостатком опыта вождения. Поскольку в большинстве случаев она способна принести большие пользы чем вреда.

Заключение
Главной задачей ESC является обеспечение комфортного вождения и помощи водителю в большинстве стандартных ситуаций. Но, следует постоянно помнить, что ее возможности не безграничны и водитель не должен позволять себе безрассудного поведения на дороге в надежде на электронику. А наоборот проявлять разумную осторожность.
Как контролировать слепые зоны в автомобиле при движении, смотрите здесь.
Видео: Принцип работы система курсовой устойчивости ESC: